Профилактика социально-негативных явлений
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания). Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, распространяющийся игровой бизнес, пропаганда способов «легкой наживы».
Одной из главных задач воспитания социально-негативного поведения является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во-первых, необходимо обеспечить включенность детей в реальные социальные отношения. Во-вторых, предоставить каждому ребенку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
А что мешает ребенку сделать правильный выбор?
На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков.
В неё входят:
1. Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни)
По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с педагогами (53%), со сверстниками (28%).
2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребёнка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).
3. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения.
Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.
Знание причин (факторов) негативного поведения детей помогает эффективно организовать профилактическую работу, направленную на предотвращение проявлений негативного поведения детей и подростков, коррекцию таких проявлений, снижение рисков правонарушений.
Для этого используют современные подходы в системе профилактики, а именно:
Информационный подход – формирование у детей знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения. Но как показывает практика, недостаточно информировать ребенка о последствиях негативного поведения. В силу возрастных особенностей дети не могут прогнозировать результаты своего поведения (по результатам исследований у несовершеннолетних не сформировано представление о значимости жизни, здоровья).
Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.
Альтернативный подход - развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей. Одна из задач этого подхода - научить ребенка реализовывать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.
Работа по профилактике социальных негативных явлений ведется по двум направлениям:
-
Работа с детьми:
-
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
-
работа с детьми «группы риска»
-
Работа с родителями:
-
информирование и консультирование родителей по проблеме социально негативных девиаций;
-
работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
-
психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок проявляет социально негативные модели поведения.
Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется:
– нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
Концепция дошкольного воспитания;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Устав ДОУ и др.